Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Познавательно-речевое развитие способствует:
- Расширению у детей познавательного интереса к миру природы и социальному окружению;
- Развитию интеллектуальных и творческих способностей детей;
- Развитию свободного общения с взрослыми и с детьми;
- Развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм)
- Практическому овладению нормами речи.
Для успешного развития речи педагогами используются различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине и т.д.
Но традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. И, чтобы достигнуть высоких результатов, необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Для эффективности работы по обучению детей связной речи широко используются приемы мнемотехники.
Еще в прошлом столетии известные педагоги, психологи, лингвисты (Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. По их мнению, рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия, т.е наглядность - это важный фактор, облегчающий процесс становления связной речи. Л. С.Выготский неоднократно указывал на значимость создания плана высказывания, на важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи.
Особенности методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Обучение приемам мнемотехники мы начали с простого - мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно самим детям.
Этапы работы с готовой мнемотаблицей:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Осуществляется пересказ сказки, чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.
- Делается графическая зарисовка таблицы.
- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении основной упор делается на изображение главных героев.
Цвет предметов в мнемотаблице может быть различным, либо его вообще может не быть. Это зависит от возраста детей, от уровня их развития (младшие дошкольники-цветное изображение, старшие-черно-белое)
Количество клеток также зависит от возраста и уровня развития детей.(мл.дошкольники - 4-9 клеток, старшие- 9-16 клеток)
Мнемотаблицы-схемы можно считать дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Работа с мнемотаблицами - это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, которой не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно с этой работой проводятся речевые игры, используются настольно-печатные игры и т. п.
Закончить хотелось бы словами К.Д.Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Из всего сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.