Непростая наука – сочинять сказки

15.12.2018

Дошкольный возраст - это период активного творческого развития личности ребенка, совершенствования связной речи. Полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

Сказка... У каждого из нас при этом слове возникают приятные воспоминания о том, как мама или бабушка читали нам в детстве сказку. Где только нам не приходилось бывать с героями, из каких только ситуаций не приходилось выбираться. Тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире.

Невозможно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, знакомя его с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло.

Конечно, чтение и рассказывание сказок дело очень полезное. А что если усложнить задачу, дать полет фантазии и...сочинить сказку самим? Пусть в эту сказку войдет все, что вам хочется, пусть в ней будет описание того как есть сейчас, то куда хочется двигаться, кем хочется быть, чем заниматься.

Героем может быть любой придуманный вами персонаж, это может быть фея, может волшебник, а может мышка или белка. Пусть герой, будет таким, как вам хочется. И далее напишите историю своего героя.

Да, сочинение сказок с ребенком - задача не из легких. Но результат непременно вас порадует, ведь это развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребенка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребенка чувство своей успешности.

Существует множество творческих методов работы со сказками:

Знакомые герои в новых обстоятельствах (обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух застряли в лифте многоэтажного дома);

Коллаж из сказок (например, Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку);

Спасательные ситуации в сказках (экстремальная ситуация: «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть...». Это будет началом новой сказки);

Сказки от фантастических явлений (из крана на кухне полился мандариновый сок, из тучи стал падать изюм; люди придумали таблетки от сна и т.п.);

Сказка продолжается (репку вытащили, а как ее делили; а как живут Золушка и принц, поженившись; а коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость);

Изменение ситуации в знакомой сказке («Гуси-лебеди»- на пути девочки встречается серый волк...; «Волк и семеро козлят» - Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения...; «Сказка о рыбаке и рыбке» - Рыбка захотела сама встретиться со старухой...)

Сказки по-новому (сказка берется за основу старая, но предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым...)

Замечательно сказки не просто придумывать, но и оформлять. Можно сказки «рисовать» (делать иллюстрации), причем не обязательно «высокохудожественно», но и схематично, и ассоциативно.

Сказки можно превращать в театральные постановки и приключения, разыгрывать. Героев вылепим из пластилина, нарисуем и вырежем, сошьем из ткани или сделаем из подручного материала, устроим театр теней. Превращаем что угодно! И это тоже развитие сказки в большой творческий проект.

Оторвитесь от дел, поиграйте вместе с ребенком, сочиняйте вместе необыкновенные сказки и захватывающие истории. Не оставляйте ребенка одного в кругу его фантазий, уделяйте ему больше времени. И тогда не только сказки заполнят ваш уютный дом, принося радость и счастье, но и доверие и взаимопонимание станут надежным фундаментом семейных отношений.

Список литературы

  • Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. - 158с.- 30000 экз.
  • Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей/ Н.С.Карпинская.- М.: Педагогика, 2002.-400с.-300000экз.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2000. - 223с.
  • Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста.М.:ФОЛИО, АСТ,2000.-464с.
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать