Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Использование мнемотехники в познавательно-речевой деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность интересна, сложна для детей дошкольного возраста и невозможна без развития речи. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению с взрослыми и сверстниками.
Речь - неотъемлемая часть жизни людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.
(Слайд) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
(Слайд) Познавательно-речевое развитие способствует:
- Расширению у детей познавательного интереса к миру природы и социальному окружению;
- Развитию интеллектуальных и творческих способностей детей;
- Развитию свободного общения с взрослыми и с детьми;
- Развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм)
- Практическому овладению нормами речи.
Для успешного развития речи педагогами используются различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине и т.д.
Но традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. И, чтобы достигнуть высоких результатов, необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
(Слайд) Педагог в своей работе должен использовать разнообразные методы и приемы, стимулирующие речевую деятельность детей. К таковой можно отнести:
- Проектную деятельность;
- Создание проблемных ситуаций;
- Решение логических задач;
- Игры-драматизации;
- Составление загадок;
- Использование опорных схем и таблиц.
На использовании опорных схем мне хотелось бы остановиться более подробно.
Наши дети растут в современном обществе, а это эпоха вечно занятых родителей и детей, предоставленных компьютеру, телевизору с непонятными существами в мультфильмах, телефонам и прочим гаджетам. Поэтому процесс обучения для таких детей должен быть максимально познавательным, интересным и, в то же время, занимательным.
Еще в прошлом столетии известные педагоги, психологи, лингвисты (Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. По их мнению, рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия, т.е наглядность - это важный фактор, облегчающий процесс становления связной речи. Лев Семенович Выготский неоднократно указывал на значимость создания плана высказывания, на важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Эффективность наглядного материала, использование модельных схем в разных областях обучения детей была неоднократно оценена мною. Поэтому в работе по обучению детей связной речи я использую приемы мнемотехники.
Мнемозина - древнегреческая богиня памяти. Мнемоника в переводе с греческого «искусство запоминания» - совокупность приемов, облегчающих запоминание. Мнеспособы - это способы, которые используются для лучшего запоминания.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи.
Особенности методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних - дом.
(Слайд) Работа по
развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям:
обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию
рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
(Слайд) Актуальность
использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том,
что:
- для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: "Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики";
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Обучение приемам мнемотехники мы начали с простого - (Слайд) мнемоквадратов, последовательно переходили к (Слайд) мнемодорожкам, и позже к (Слайд) мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно самим детям.
(Слайд) Этапы работы с готовой мнемотаблицей:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Осуществляется пересказ сказки, чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.
- Делается графическая зарисовка таблицы.
- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении основной упор делается на изображение главных героев.
(Слайд) Цвет предметов в мнемотаблице может быть различным, либо его вообще может не быть. Это зависит от возраста детей, от уровня их развития (младшие дошкольники-цветное изображение, старшие-черно-белое)
Количество клеток также зависит от возраста и уровня развития детей.(мл.дошкольники - 4-9 клеток, старшие- 9-16 клеток)
Изображения должны быть хорошо знакомы детям, отображать обобщенный образ предмета (который обговорен с детьми)
(Слайд (3)) Мнемотаблицы-схемы можно считать дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. С помощью литературы и электронных СМИ, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, птицах, животных, насекомых.
(Слайд 16) Составление рассказов по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем дети воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
(Слайд (4)) Особенно детям нравится «шифровать» стихи и загадки. Увидев, как просто с помощью схемы можно воспроизвести информацию, они с удовольствием рисуют и заучивают то, что раньше казалось им сложным. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Также данные приемы широко использую при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению пересказов.
(Слайд (5)) Для облегчения работы педагогов, в сети интернет очень много разнообразных мнемотаблиц, которые можно использовать в работе.
Работа с мнемотаблицами - это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, которой не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно с этой работой я провожу речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
(Слайд) Закончить хотелось бы словами К.Д.Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Из всего сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Литература.
- Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
- Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика - 2012.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.
- Полянская Т. Б., Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html