Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

04.09.2018

Использование мнемотехники в познавательно-речевой деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность интересна, сложна для детей дошкольного возраста и невозможна без развития речи. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению с взрослыми и сверстниками.

Речь - неотъемлемая часть жизни людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.

(Слайд) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

(Слайд) Познавательно-речевое развитие способствует:

  • Расширению у детей познавательного интереса к миру природы и социальному окружению;
  • Развитию интеллектуальных и творческих способностей детей;
  • Развитию свободного общения с взрослыми и с детьми;
  • Развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм)
  • Практическому овладению нормами речи.

Для успешного развития речи педагогами используются различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине и т.д.

Но традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. И, чтобы достигнуть высоких результатов, необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

(Слайд) Педагог в своей работе должен использовать разнообразные методы и приемы, стимулирующие речевую деятельность детей. К таковой можно отнести:

  • Проектную деятельность;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Решение логических задач;
  • Игры-драматизации;
  • Составление загадок;
  • Использование опорных схем и таблиц.

На использовании опорных схем мне хотелось бы остановиться более подробно.

Наши дети растут в современном обществе, а это эпоха вечно занятых родителей и детей, предоставленных компьютеру, телевизору с непонятными существами в мультфильмах, телефонам и прочим гаджетам. Поэтому процесс обучения для таких детей должен быть максимально познавательным, интересным и, в то же время, занимательным.

Еще в прошлом столетии известные педагоги, психологи, лингвисты (Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. По их мнению, рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия, т.е наглядность - это важный фактор, облегчающий процесс становления связной речи. Лев Семенович Выготский неоднократно указывал на значимость создания плана высказывания, на важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Эффективность наглядного материала, использование модельных схем в разных областях обучения детей была неоднократно оценена мною. Поэтому в работе по обучению детей связной речи я использую приемы мнемотехники.

Мнемозина - древнегреческая богиня памяти. Мнемоника в переводе с греческого «искусство запоминания» - совокупность приемов, облегчающих запоминание. Мнеспособы - это способы, которые используются для лучшего запоминания.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи.

Особенности методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних - дом.

(Слайд) Работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
(Слайд) Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: "Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики";
  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Обучение приемам мнемотехники мы начали с простого - (Слайд) мнемоквадратов, последовательно переходили к (Слайд) мнемодорожкам, и позже к (Слайд) мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно самим детям.

(Слайд) Этапы работы с готовой мнемотаблицей:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Осуществляется пересказ сказки, чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.
  • Делается графическая зарисовка таблицы.
  • Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении основной упор делается на изображение главных героев.

(Слайд) Цвет предметов в мнемотаблице может быть различным, либо его вообще может не быть. Это зависит от возраста детей, от уровня их развития (младшие дошкольники-цветное изображение, старшие-черно-белое)

Количество клеток также зависит от возраста и уровня развития детей.(мл.дошкольники - 4-9 клеток, старшие- 9-16 клеток)

Изображения должны быть хорошо знакомы детям, отображать обобщенный образ предмета (который обговорен с детьми)

(Слайд (3)) Мнемотаблицы-схемы можно считать дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. С помощью литературы и электронных СМИ, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, птицах, животных, насекомых.

(Слайд 16) Составление рассказов по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем дети воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

(Слайд (4)) Особенно детям нравится «шифровать» стихи и загадки. Увидев, как просто с помощью схемы можно воспроизвести информацию, они с удовольствием рисуют и заучивают то, что раньше казалось им сложным. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Также данные приемы широко использую при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению пересказов.

(Слайд (5)) Для облегчения работы педагогов, в сети интернет очень много разнообразных мнемотаблиц, которые можно использовать в работе.

Работа с мнемотаблицами - это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, которой не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно с этой работой я провожу речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

(Слайд) Закончить хотелось бы словами К.Д.Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Из всего сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература.

  • Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
  • Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика - 2012.
  • Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.
  • Полянская Т. Б., Использование метода мнемотехники в обучении расска­зыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать