Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

19.11.2021


Грамота- базовые правила чтения и написания текстов на родном языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

По отношению к детскому саду справедливо будет использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста необходима, потому что:

  1. требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  2. появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  3. не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  4. физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу;
  5. Обучение грамоте в детском саду является профилактикой (предупреждением) дислексии и дисграфии.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.

Какими же терминами должен уметь оперировать педагог:

  • Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений.
  • Предложения - это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
  • Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.
  • Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
  • Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают, синим цветом.
  • Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
  • Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
  • Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
    И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
  • Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
    1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
    2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.
    3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
  • Всегда мягкие звуки: [й'], [ч'], [щ']. Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].
  • Звуки на письме обозначаем буквами.

Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:- звуки отличаются от букв. Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;- показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. При написании давайте только печатные образцы.


Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
-написать букву в воздухе, на столе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д;

-вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина, теста;
-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;

-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать