Проект "Влияние Русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста"

10.11.2018

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детских садов - создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

В исследованиях многих отечественных педагогов подчеркивается, что дошкольный возраст - это период активного творческого развития личности ребенка, совершенствования связной речи. Полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

Исходя из этого, для развития речи у детей старшей группы был реализован краткосрочный проект.

Гипотеза: Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Цель: Создание условий для развития речи, творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей через потенциал русских народных сказок.

Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:

Воспитательная: Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Развивающая: Развивать речь, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе содержания русских народных сказок.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни.

Направленность - комплексное развития детей (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, продуктивные виды деятельности: лепка, рисование.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: проект рассчитан на три месяца.

Формы работы: тематические занятия, моделирование ситуаций, консультативная работа с родителями, беседы, показ спектаклей и сказок, продуктивная деятельность детей, выставки рисунков и творческих работ детей и родителей.

Перспективный план

Познавательно-исследовательская деятельность

Знакомство с особенностями сказки; экскурсия в музей «Русская изба» (Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Продолжать знакомить детей с русской избой, показать ребятам наглядно предметы русского быта, обогащать словарный запас.)

Коммуникативная деятельность

Чтение и пересказ сказки; Театрализованное представление (Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей.Развивать навыки коммуникативной культуры, сотрудничества, диалогическую речь.)

Конструирование

Оригами; изготовление поделок из природного и бросового материала; работа с разными видами конструктора, модулями (Развивать крупную и мелкую моторику ребенка, как один из факторов развития речи. Вызвать интерес к созданию различных героев, атрибутов сказки.)

Бытовой труд

Изготовление масок к сказке (Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность)

Игровая деятельность

Игры - инсценировки (Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.)

Музыкальная деятельность

Разучивание песни «В тридевятом царстве" (Развитие музыкального слуха, ритма; формирование эмоционально-положительного отношения к сказке.)

Изобразительная деятельность

Рисование по мотивам сказки: «Петушок и бобовое зернышко»; Лепка по мотивам сказки «Морозко»; Аппликация по мотивам сказок из сухих листьев, из рваной бумаги; Групповая работа: изготовление макета к сказке «Рукавичка» в технике квиллинг. (Закреплять умение рисовать по замыслу, располагая изображенное на листе в соответствие с сюжетом, рисовать крупно; развивать чувство цвета, ритма; развивать воображение и мышление.; Учить применять смелость, находчивость и смекалку трудных ситуациях. Продолжать учить лепить разными способами, составляя сюжетную композицию.; Развивать творческую активность детей. Учить выполнять работу в разных техниках нетрадиционными материалами.; Развитие чувства коллективизма, умения работать в группе, формирование коммуникативной и социальной компетентности детей.)

Работа с родителями

День открытых дверей. Открытое мероприятие «В гостях у сказки»; Консультация для родителей «Воспитание сказкой». (Повышение психолого-педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство.)

Участие в конкурсах

  • Всероссийский детский творческий конкурс для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке»;
  • Всероссийский конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Любимая сказка»;
  • Всероссийская занимательная викторина «Путешествие по сказкам». (Развитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей, формирование активной жизненной позиции.)

Заключение.

Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Работа со сказкой - это только одна из форм работы и, конечно, это не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают, развивать мелкую моторику.

Реализация данного проекта показала, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости, для развития и воспитания детей. Работа со сказкой использовалась как в режимных моментах, так и в игровой деятельности. На занятиях дети рисовали, лепили, делали аппликации. Работа в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умение детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой, пантомимикой, интонацией. Исполняя роли, дети передавали настроение героев их характеры.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное развитие и воспитание ребёнка.

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. - 158с.- 30000 экз.

2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. - 175с.- 10000 экз.

3. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей/ Н.С.Карпинская.- М.: Педагогика, 2002.-400с.-300000экз.

4. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2003.- 128с.- 15000 экз.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2000. - 223с.

6. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать