Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов - создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. Подготовка детей к обучению школе на протяжении всего периода исследования является для родителей важным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений. Необходимо отметить, что приоритет данного аспекта отвечает потребностям общества и государства в сегменте обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста «равного старта», в частности оптимального уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе, преемственности дошкольного и начального образования.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства, является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. В связи, с чем в детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
В младшем возрасте:
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п.; всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, поролона, трубочек, тряпочек и т.п.; нанизывание бус и пуговиц (летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.); переборка круп, пуговиц, бусин и т.п.; «сухой бассейн»; ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками); игры с предметами домашнего обихода.
Для среднего возраста:
Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же »); рисование (карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью); аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги); лепка (из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание); игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка; игры с водой способствуют развитию тактильно - кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления; игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором; пальчиковый театр.
Для старшего возраста:
Складывание оригами; заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином; кляксография, рисование; выкладывание букв из различных материалов; изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д; работа с тканью, нитками; плетение косичек из ниток, венков из цветов и др.; все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка и т. д.; упражнения в обводе контуров предметов; рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками; штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, (упражнения выполняются только простым карандашом); конструирование и работа с мозаикой, пазлами; изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов (кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка); конструирование.
При подборе игровых упражнений нужно принимать во внимание такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности, ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение игрового материала, упражнений - от простого к сложному.
Развивать мелкую моторику рук необходимо постоянно. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; водные процедуры, переливание воды; собирание разрезных картинок, разбор круп. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объяснив и показав предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание).
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Все это связано с целевыми ориентирами дошкольного образования.
Список литературы:
- Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». - М., ГНОМ и Д, 2003.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топаркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]. Академия развития: Академия Холдинг, 2000. - 192 с.: ISBN 5-9285-0121-8
- Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
- Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.