Скороговорки для развития речи детей

07.09.2021

Скороговорки - самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», - это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых - восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5-5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

Чем полезны скороговорки


Какую пользу несут скороговорки? Они:

  • тренируют речевой аппарат,
  • развивают фонематическую и артикуляционную память,
  • обогащают словарный запас,
  • ставят речевое дыхание,
  • помогают сделать речь интонационно грамотной,
  • подготавливают к формированию письменной речи.


А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

Как разучивать скороговорки


Разучиваем скороговорки по правилам.

  • Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
  • Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
  • Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
  • Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
  • Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
  • Выучил? Наступает время соревнования - кто чётче и быстрее?

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

  1. От топота копыт пыль по полю летит.
  2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  3. Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
  4. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
  5. Хвалю халву.
  6. У Феофана Митрофаныча три сына - Феофанычи.
  7. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  8. Рододендроны из дендрария даны родителями.
  9. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
  10. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  11. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  12. Около кола колокола, около ворот коловорот.
  13. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  14. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  15. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
  16. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
  17. «Расскажите про покупки». - «Про какие про покупки?» - «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
  18. Король-орёл.
  19. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
  20. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
  21. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  22. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  23. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  24. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  25. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
  26. Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  27. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
  28. Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
  29. Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
  30. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.


Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать